Послевоенные годы выдались очень тяжелыми для итальянской мебельной промышленности. Фабрики производили в основном предметы интерьера в классическом стиле, которые мало интересовали публику. К тому же популярность стал набирать скандинавский дизайн, что привело к росту импорта, снижению экспорта, да и вообще к упадническим настроениям. Но итальянцы не способны долгое время делать что-либо плохо – открытые экспериментам, они рискнули и создали новую эстетику.
В конце 50-х годов Тито Армеллини предложил организовать мебельную выставку, которая должна была вдохновить итальянских производителей и свести их с архитекторами. Здесь не хватает нескольких пояснений. Во-первых, Тито – тогдашний директор итальянской федерации мебельных и деревообрабатывающих производителей, а значит, персона авторитетная. Во-вторых, идею ему подкинул Джо Понти (автор «Суперлегкого» стула). И главное, именно Понти настаивал на том, что фабрикам необходимо сотрудничать с архитекторами. Дизайнерским подходом к производству на тот момент могла похвастаться только Cassina. Собственно, так, с подачи Понти и Армеллини, в 1961 году появилась iSaloni Milano, которую сегодня считают самым важным событием в сфере интерьерного и предметного дизайна.
Миланский салон не сразу затмил остальные мировые выставки, но его международное значение увеличивалось с каждым годом. Беспокоило лишь одно – большинство участников продолжало создавать традиционные образцы мебели. Тогда организаторы выделили целый этаж для достижений современного направления. Ни одна другая выставка не разделяла производителей по стилям, поэтому iSaloni Milano сразу привлек культовые итальянские фабрики. На дизайнерском этаже разместили свои актуальные разработки Cassina, Pierantonio и Vittorio Bonacina, Saporiti, Arflex, Bernini, Kartell, Boffi Acerbis и др.
С тех пор все заговорили о прогрессивном Миланском салоне. Его участники, вдохновленные успехом площадки, представляли все более революционные идеи. Итальянский дизайн причислили к исключительным явлениям, а итальянских дизайнеров признали законодателями мебельной моды.
Итальянский дизайн может нравится или не нравится, им восхищаются, его хвалят и критикуют. Но во всем мире вы не найдете ни одного равнодушного к нему человека. К тому же бренд made in Italy – эталон безупречного качества. Итальянские мебельщики славятся своим мастерством еще со времен Римской империи.
Можно бесконечно рассуждать о причинах популярности итальянской мебели. Одни говорят, что дело в жизнерадостной установке итальянцев, которые все делают с любовью к прекрасному. Другие придают большое значение итальянской страсти к исследованиям. Правы и те, и другие. Кстати, с появлением Миланского салона многие производители мебели наконец привлекли к работе дизайнеров и дали им абсолютную свободу. Выставка не перестает удивлять журналистов и посетителей затейливыми формами, непривычными материалами и новыми технологиями.
Действительно, итальянские дизайнеры проектируют выразительные и провокационные предметы, но при этом не забывают о функциональности. Ярким примером служит кресло Donna (или UP 5) Гаэтано Пеше, которое повторяет форму женского тела. При помощи шнура к нему прикреплен пуф, своего рода оковы. Таким образом Пеше выразил свой взгляд на женщину – он считает ее пленницей самой себя.
Кресло Donna выполнено из полиуретана без жесткой конструкции, что позволяет упаковывать его под давлением и продавать в сплющенном виде. А свою чувственную форму оно обретает, когда покупатель вскрывает упаковку. Кстати, сам Пеше говорит, что итальянцы своим успехом в дизайне обязаны Леонардо Да Винчи. Мол, именно он создал традицию новаторства.
Ко всему итальянцы любят иронизировать. Иронизировать над собой, над жизненными проблемами, над классическим искусством. Так в 1978 году Алессандро Мендини спроектировал кресло Proust, спроектировал – и тут же стал легендарным дизайнером. Мендини всего-навсего раскрасил в технике пуантилизма кресло XVIII века, но этого было достаточно, чтобы влюбить в себя толпу.
Названия итальянских мебельных фабрик на слуху даже у тех, кто совершенно не интересуется предметным дизайном. Самая знаменитая из них – Cassina – основана в 1927 году братьями Чезаре и Умберто Кассина в городе Меда. Флагманские выставочные залы Cassina располагаются в Милане, Париже, Лондоне, Токио и Нью-Йорке. Компания использует новейшие технологии производства, сохраняя при этом верность традициям мебельного мастерства.
Фабрика Bernini уже более ста лет создает потрясающую мебель из натурального дерева. Ее история началась в небольшом городке Либиола, где Джанбатиста Бернини открыл свою маленькую мастерскую. Дело Бернини быстро развивалось, и уже в 30-х годах его сыновья (которым фабрика досталась по наследству) перенесли производство в Милан, а еще через 30 лет – в провинцию Брианца.
Мебельная фабрика Tisettanta появилась еще 40 лет назад, а с 1999 года она создала отдельное направление Elam. Бренд Elam начал работу под руководством Марко Занусо и очень быстро стал популярен во всем мире, в том числе и в России. Elam занимается производством современных кухонь, которые отличает эргономичность и уникальный дизайн.
Джулио Кастелли основал «пластиковую империю» Kartell в 1949 году и первое время производил лишь аксессуары для автомобилей. Успех к компании пришел не сразу, но Кастелли верил в уникальность пластика и продолжал экспериментировать с материалом. Фабрика создавала бытовые предметы для кухни, светильники и даже детские стулья. Звездный час Kartell настал в 60-х годах, когда все обезумели и повально увлеклись искусственными материалами. Руководители стали привлекать к сотрудничеству известных дизайнеров, и совсем скоро компания заслужила мировое признание.
Чем бы не занимались итальянцы, они всегда идут по новаторскому пути – мы считаем, что именно это и обеспечивает им позицию мирового лидера.